****** 2023 год СЛУЦК - КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА БЕЛАРУСИ****** ***** ***** СКОРО В БЛОГЕ! ***** Место силы? Точка роста? РеКлАмА в библиотеке ***** День библиотек в странах мира ***** Как происходит проверка фонда *****и ещё много актуальных новостей из жизни библиотек мира ******

"Здесь каждый рад свой труд дарить!" Библиотекарь из Харькова Лариса Животова в рубрике "Быть библиотекарем!"

 Те, кто читает мой блог постоянно, вспомнят одну из его рубрик - "Быть библиотекарем!"
Это рубрика о людях, которые не только много лет работают в библиотеке. Как бы пафосно это сейчас не звучало - это рубрика о тех, кто посвятил профессии свою жизнь.  Ни много, ни мало - всю жизнь. 
Для тех, кто не читал предыдущих постов рубрики, даю ссылки:

- "Творить добро – кредо её жизни". В рубрике "Быть библиотекарем!" Инга Гогиберидзе

- Юбилейное время сельского библиотекаря в новой рубрике блога - "БЫТЬ БИБЛИОТЕКАРЕМ!"

Библиотекари в большинстве своём почему-то стесняются говорить о себе и своих достижениях. Просто ежедневно приходят на своё рабочее место и делают своё дело. И это главное.
А я продолжаю  исправлять некоторую несправедливость в отношении знакомства с самыми яркими представителями библиотечной профессии и сегодня в рубрике "Быть библиотекарем!"представляю вам библиотекаря из Харькова - Ларису Викторовну Животову!
Нас свела в сети профессиональная деятельность. Мы, как это говорят "задружились" в "Одноклассниках". Я посмотрела её страничку и поняла, что Лариса любит свою библиотеку и дело, которым занимается. В Декабре прошлого года я попросила её написать несколько слов о себе для рубрики "Быть библиотекарем!" Тогда я ещё не знала, что библиотека, в которой работает Лариса имеет уникальную историю. Да, да - именно уникальную! Во-первых, это библиотека детская (следовательно - озорная, весёлая и живая), а во-вторых, эта библиотека находится в.... Но, не будем обгонять самих себя - расскажу обо всём обстоятельно и подробно.  
Итак, вот что Лариса Животова рассказала о себе:
"... Работать в библиотеку я пришла в 1974 году после окончания Харьковского культпросвет училища. Книги любила с детства, научилась читать ещё года в четыре. Моя первая книга - Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей".  Помню, как я в детском саду собирала в кружок возле себя деток и читала им истории про коротышек. Воспитательница сначала думала, что я так хорошо рассказываю, но очень удивилась, когда поняла, что я читаю! Это всё  благодаря моей бабушке - Варваре Романовне, которая научила меня читать, потому что и сама любила книги. 
О бабушке вообще отдельный разговор.Так сложилось,что ей меня родители подкинули шести месяцев от роду и она воспитывала меня всю жизнь. И замуж выдала, и выучила и ещё правнука увидела. А маму свою я узнала только через 50 лет!!! Она приехала ко мне уже старенькой доживать свой век. И я досматривала её до последних дней её жизни. Но это другая история...
В школе я очень любила стихи декламировать. Была участницей всех школьных конкурсов, победительницей олимпиад. Нравилась мне лирика С.Щипачёва, стихи о любви И.Франка, Э.Асадова, Л.Щипахиной. Все тетрадки были исписаны стихами. Раньше мода такая была переписывать понравившиеся стихи.
С будущим мужем Александром Николаевичем познакомилась ещё учась в старших классах. Так больше 40 лет и "дружим". Двоих деток вырастили: дочечку Елену и сыночка Владимира, внук Роберт уже студент. И все эти события моей жизни прошли и проходят на фоне моей библиотеки. 
 В моей трудовой книжке только одна запись о приёме на работу 15 августа 1974 года. Когда я пришла сюда молодым библиотекарем, заведующая (очень строгая женщина), посмотрев на меня такую юную, сразу предупредила - никаких женихов на работе! И тут мой будущий муж, будучи ещё в статусе жениха, "нарисовался" в библиотеке! Пришёл узнать, как я устроилась на новом месте. Я чуть без чувств не осталась! Ведь только же предупредили - никаких ухажёров на рабочем месте!
"Жених", видя, что я испугалась не на шутку, пошёл прямиком в кабинет заведующей и говорит: "Я буду мужем вашей новой библиотекарши,это 100%" (а надо сказать, я ещё не решила окончательно, да и предложения он мне не делал, а так, сам себе что-то придумал). Заведующая говорит: "присядьте, молодой человек". Он сел, приготовился её выслушать и вдруг как подскочит: "А что это у вас стеллаж на подпорках? Да и полочка криво висит. Несите гвозди, молоток - я поправлю!"  И начал прибивать, стучать, а я в другой комнате от страха ничего понять не могу! Душа в пятки ушла. 
И моя строгая заведующая растаяла. Говорит: "смотри, Лара, парень что надо!Хозяйственный, чуткий, руки золотые. Разрешаю, пусть к тебе заходит на работу".  Ну, мы весной и поженились с её благословения.
Когда она умерла в 1979 году заведующей стала я. И по сей день мой муж мне помогает в библиотеке - и чинит, и мебель двигает. За что ему большое спасибо.
Я заочно закончила институт культуры, тружусь с удовольствием! Библиотека наша на хорошем счету. Очень дружно все работаем. Коллектив сейчас подобрался замечательный, уже в таком составе лет 10 работаем. А до этого в читальном зале с коллегой 30 лет проработали пока она на пенсию не ушла. Сколько поколений читателей прошло через нашу библиотеку! Меня больше знают в посёлке, где я работаю, чем соседи по дому, где я живу. Всю жизнь я езжу на работу с двумя пересадками, на другой конец города. Но ближе к дому даже не пыталась найти работу. Всю жизнь прожила на работе. 
С тоской думаю, что когда-то придётся оставить свою библиотеку и уйти на заслуженный отдых. Конечно, я всё понимаю и с удовольствием  бы передала заведование более молодой коллеге, а сама работала библиотекарем, но нет смены, не очень молодёжь хочет идти работать: то зарплата им маленькая, то думают, что не интересно"...
Вот, такая жизненная история, рассказанная библиотекарем. В ней и радость от места, где человек работает и проводит б0льшую часть своей жизни, и светлая грусть от предстоящего расставания. История с женихом, думаю всем нам знакома - многие молодые библиотекари начинают свою семейную историю со знакомства жениха с библиотекой)))
Что ж, продолжим. Слово Ларисе Викторовне:

  "... А теперь о самой библиотеке. Она находится на окраине города в живописном лесном массиве, который так и называется Лесопарк. 
  Здесь в 20-х годах ХХ века была трудовая колония для беспризорников, которую основал А.С.Макаренко и проработал  здесь почти 10 лет. Именно с его подачи были построены цеха, а потом они переросли в заводы-гиганты: ФЭД, Авиационный, "Коммунар". Возле заводов вырос и посёлок. Сечас здесь две школы, три садика и наша библиотека. 
  Сейчас вообще мало библиотек с именем, а наша сохранила не только свой номер "3", но и имя А.С.Макаренко. И мы стараемся всегда поддерживать этот статус. Раньше вели переписку и с Якутией, и с Болгарией, и с Евпаторией с библиотеками, носящими имя Макаренко, а сейчас это стало сложнее. (слово от меня: думаю, что сейчас уже может и полегче - Интернет в помощь))
Да и центр изучения наследия Макаренко переместился в Москву. В Германии работает программа под руководством Гетца Хеллинга. При одной из наших школ №100 работает музей Макаренко, гордимся, что наша библиотека написала юным экскурсоводам музея текст экскурсии. 
  Мы принимаем участие в ежегодных коммунаровских сборах, на которых обсуждаются все коллективные творческие дела. Раньше приглашали воспитанников Макаренко, но сейчас в живых уже никого нет, а приходят их дети, внуки, чтобы рассказать то, что они слышали от своих близких. 
 Мы с трепетом бережём книги, написанные писателем - ведь они сейчас не переиздаются.
Помните, как он говорил: "Книги - это переплетённые люди". И я горжусь, что одной из страниц нашей работы является именно сохранение традиций великого педагога.У нас  много интересных проектов, будем рады поделиться с другими. Я очень люблю свою работу!.."
Вот такая она, наша героиня. 42 года трудового стажа и ежегодно более 3,5 тысяч читателей, почти 18 тысяч посещений, 74 тысячи книговыдач.
По словам Ларисы Викторовны, читатели ходят в библиотеку часто просто потому, что пойти им некуда, а в библиотеке и книги, и журналы, и бесплатный доступ в интернет с вайфай.
За время работы в библиотеке выросли целые читательские династии: "...Бурлакова Аня и её мама Вера Михайловна Крючкова; Нина Васильевна, её дочка Елена, сын Елены Дима активно читают; Зинченко Наталья Павловна и её две дочки-красавицы"...
Лариса Викторовна пишет: "Мне смешно писать родителей по отчеству, ведь это все мои читатели, знакомые с их детства. Да что говорить - у нас даже директор школы Олечка Леонова наша читательница! А теперь она Ольга Михайловна Николаева. Но уже не директор,а инспектор РОНО. Халимоновы - с бабушки начинали (воспитательница детского сада), подросла дочка Оксана (очень хорошо посещала), выучилась, стала завучем школы, свою доцю привела Настеньку, а теперь и у Насти уже дети. Время так быстро бежит! Много семей у нас читают. Большая половина". 
   От, пусть даже и виртуального, общения с Ларисой Викторовной, на сердце у  меня - радость. Пусть сегодняшний день подарит ей и её коллегам тоже радость от общения с юными читателями. Пусть продолжаются читательские династии, пусть продолжаются встречи с читателями и яркие события в библиотеке. 
Этого всего желают Вам, Лариса Викторовна, библиотекари из Беларуси и все те, кто читает этот пост. Завершу свой пост словами из Гимна библиотеки:
Мы жизнь свою наполним и счастьем и удачей
И чтоб любовь и радость потоками лились.
Мы в мир добро отпустим, а к нам оно - отдачей,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 Однако,  я ещё  не всё сказала. Впереди у вас выставки из библиотеки, страницы библиотеки в интернете.
Вы сможете посмотреть фильм "Флаги на башнях", написанный А.Макаренко (именно в этом месте, где стоит библиотека!) и почитать отрывок из одноимённой книги (отрывок, кстати, посвящён первой любви)




Насколько могу судить, Лариса Викторовна - замечательная мама, любящая и любимая жена, самая замечательная бабушка. Знаете что я заметила - когда человек по настоящему увлечён своим делом - он никогда не выглядит на свой возраст. Смотрите, какая перед нами молодая и прекрасная женщина!
  


  
страница библиотеки на сайте центральной библиотеки им. В.Маяковского Киевского района г.Харькова http://biblioteka-mayakovskogo.edu.kh.ua/nashi_biblioteki/biblioteka-filiya_3/

страница библиотеки в "Одноклассниках" http://ok.ru/profile/561578704003

Остаётся добавить, что по мотивам книги в 1958 году на экраны вышел одноимённый фильм. 


В фильме история первой любви отражена не так отчётливо, давайте прочтём об этом в книге: Отрывок из книги "ФЛАГИ НА БАШНЯХ"
А в один из выходных дней случилось… случилось счастье! Игорь сидел в парке на диване и читал «Двенадцать стульев». О. Бендер! Еще год тому назад Бендер мог привести его в восхищение. А сейчас Игорь рассматривал его опытным комсомольским взглядом и понимал, что Бендер человек несчастный. Он так увлекся чтением, что свободно мог бы не заметить, кто там уселся рядом с ним на диване, мог бы, кнечно, не заметить, если бы это была не Оксана. А сейчас он густо обрадовался, бросил книжку на траву, протянул к ней руку. Оксана была в белом выходном платье, она… но разве можно словами описать Оксану? У нее смуглый румянец и загар, и краска смущения, и синевато-золотой блеск в глазах, и пушистый орело каштановых волос… Игорь задохнулся, и что-то в его душе махнуло рукой, закрыло глаза и бросилось очертя голову… нет, не в пропасть, а куда-то в глубину неба на раскаленную сковородку солнца, все равно, куда! Игорь вдруг перестал ощущать деревья, кусты и дорожки парка, за парком здания колонии и в парках, и в зданиях милые бригады колонистов — все перестало существовать в мире, потому что на скамье, на краю скамьи сидела в белом платье Оксана, — она — Джульетта, и ей нужно сейчас сказать, все сказать…
Оксана начало было:
— Игорь, я иду в город…
Но Игорь не расслышал ее слов.
Город… это что такое город?..
— Оксана! Слушай, Оксана! Ведь я тебя люблю! Я тебя страшно люблю! Всю жизнь любить буду, всю жизнь, ты слышишь, Оксана?
Он крепко сжал пальцы одной руки, своей руки, а вовсе не руки Оксаны.
Он наклонился к ней и старался заглянуть в глаза. Она не испугалась и не удивилась. Она так же сидела на краю скамьи в белом платье и неслышно дышала, чуть-чуть приоткрыв губы, в ее глаза заглянуть было невозможно.
Игорь до боли выгнул пальцы своей левой руки, но боли не заметил: мир колебался вокруг него и сверкал каждой своей частичкой.
Игорь так мало, так скучно сказал Оксане о своей любви, он хотел еще что-то прибавить, но Оксана вдруг поднялась со скамьи. Было видно, что она хочет бежать, но ее глаза успели еще посмотреть на Игоря. И посмотрели.
Игорь теперь понял, куда он летит: он видел мгновенный взмах ресниц, открывший синевато-золотые просторы и влажное сияние зрачка, и видел благодарную ласку и набегающую слезу, и Игорь именно в этих глазах утонул и захлебнулся счастьем. Ему на миг показалось, что счастье в том, как Оксана сказала срывающимся голосом:
— Ой, Игорь, милый, не говори так, не говори так…
Оксана закрыла лицо руками, быстро повернулась и исчезла. Убежала она или просто спряталась за соседней группой кустов — нигде не мелькало ее белое платье. Игорь стоял у скамьи и глядел на брошенную на траву книгу.
Без раздумья и без ощущений он благодарил себя за высказанные слова любви и Оксану за ласковый взгляд. Потом поднял глаза и крепко сжал губы: мир восстанавливался вокруг него. Небо было синее и далекое, а на земле в летнем могуществе стоял парк, а за парком Игорь чувствовал здания колонии, и в зданиях милые бригады колонистов.
Игорь улыбнулся и поднял книгу. Он сделал это уверенным сильным движением. Он понял, что сегодня началась жизнь и для жизни впереди цветущие дороги. По ним он пойдет вместе с Оксаной. Они будут идти и улыбаться друг другу, они будут идти, взявшись за руки. Ромео — это, извините, совсем не то…
Вечером, после рапортов, он встретил Оксану в коридоре и сказал просто:
— Ты… убежала… А зачем ты убежала? Мне нужно поговорить с тобой.
Оксана улыбнулась так, как будто разговор шел о прочитанной книжке:
— Мне было чего-то стыдно. Я потому и убежала.
В коридоре никого не было. Оксана поставила локти на подоконник и лукаво посмотрела на Игоря:
— Ты все уже сказал, тебе больше нечего говорить.
Игорь и свои локти поставил рядом. Их плечи коснулись. Длинный рот горя сделался по-настоящему ироническим. Он сказал с прежним своим насмешливым задором:
— Миледи, вы ошибаетесь. У меня хватит говорить вам… на всю жизнь.
В окне светил яркий фонарь. Лицо Оксаны сделалось серьезным:
— Знаешь что, Игорь, скажи… сейчас, еще раз…
— И скажу: я тебя люблю, Оксана.
— И еще дальше…
— Я тебя страшно люблю.
Оксана подпирая голову рукой, повернула к нему внимательное лицо. У Игоря дрожала нижняя губа, но рот был по-прежнему иронический.
— Игорь, знаешь что? Это, может, тебе кажется так?
— Нет, Оксана, я же тебе сказал — на всю жизнь.
Кто-то пробежал сзади них по коридору, они молча смотрели друг на друга.
— Миледи, это несправедливо: я все говорю, а вы ничего не говорите.
— А ты хочешь, чтобы я тебе сказала?
— Ужасно хочу, ужасно, Оксана!
— Ой, какой ты смешной!
— Почему я такой смешной?
— Потому что… потому что… я тебя дуже люблю, и уже давно, давно.
Игорь зажмурил глаза и хотел дальше слушать. Но Оксана ничего больше не сказала, а когда Игорь открыл глаза, он увидел ее улыбающийся взгляд и руку, протянутую к нему на подоконнике. Он взял эту руку и спросил:
— Оксана, на всю жизнь?
Она кивнула головой. Они стояли и смотрели друг другу в глаза. И, не отрывая взгляда, Оксана сказала:
— Ой, какой же ты, Игорь, тебе, наверное, целоваться хочется!
— Хочется, — прошептал Игорь.
Оксана приблизила к нему плечо и зашептала горячо:
— Нельзя, Игорь, целоваться нельзя, дорогой мой! Если будем целоваться, стыдно будет в колонии жить. Колония ж наша, родная, а мы с тобой, какие мы с тобой люди будем, разве ж можно, чтобы в колонии целовались?
— Один только раз…
Теперь Оксана держала его руку:
— Ой, не надо, миленький Игорь, а кто его знает, как с одного раза будет, а может, потом еще больше захочется.
— Ну, я тебе руку поцелую.
— Поцелуй вот сюда, только один раз, смотри ж, Игорь, один раз…
При фонаре было видно, как она покраснела. Помолчали, дружно глядя в окно, и Оксана опять зашептала:
— Ты сказал: на всю жизнь, так мы еще успеем, хорошо, мой милый? Хорошо? Давай учиться, давать колонии поможем, нехай будет счастливая наша колония, хорошо? А потом поедем в Москву, хорошо? В студенты, родненький мой, в студенты поедем: я на биологический, а ты на какой? Ты, мабудь, на литературный?
На каждое ее «хорошо» Игорь отвечал счастливым, глубочайшим движением души, только слов ему не хватало...

2 комментария:

Любовь комментирует...

Какой интересный рассказ! Столько пластов... Спасибо большое!
Успехов Ларисе Викторовне! В том числе и в поиске молодой смены )

Елена Библиотекарь комментирует...

да, Любовь, рассказ получился интересный. Лариса Викторовна - замечательный человек!

АКТУАЛЬНО - о библиотеках, библиотекарях и событиях библиотечной жизни

Пятёрка последних сообщений блога
последние сообщения

Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку

Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку
Иосиф Бродский

10 вещей, которые произойдут с каждым, кто начнет больше читать

10 вещей, которые произойдут с каждым, кто начнет больше читать
1. Вы найдете безопасный способ сбежать от неудач, стрессов и скуки собственной жизни; 2. Вы обнаружите, что у вас есть семья; 3. Вы станете частью вневременного глобального разговора; 4. Вы научитесь говорить красиво; 5. Вы полюбите очереди, остановки и залы ожидания; 6. Вы станете более приятным человеком; 7. Вы многое узнаете; 8. Вы обнаружите, что были глупее, чем думали; 9. Вы откроете в себе творческое начало; 10. Вы разовьете воображение и перестанете бояться быть странным.